Технологическое жильё поможет компании закрепить специалистов на линейных станциях
Дом на станции Козьмодемьянск готов принять новосёлов
Реализацию программы строительства технологического жилья для работников ОАО «РЖД» необходимо продлить до 2015 года.
Об этом на семинаре в Ярославле, посвящённом реализации Концепции жилищной политики компании, заявил заместитель начальника департамента социального развития ОАО «РЖД» Сергей Рымарь.
По его словам, согласно принятой в 2005 году концепции к 2011 году предполагалось сформировать фонд специализированных жилых помещений общей площадью 1 млн кв. м. Это тот минимум, который необходим для устойчивого обеспечения технологии перевозочного процесса. Однако сегодня специализированный жилищный фонд компании составляет пока только 570 тыс. кв. м.
«Очевидно, что в связи с дефицитом средств нам не удастся за оставшиеся полтора года наверстать отставание от первоначального плана, – отметил Сергей Рымарь. – И всё же поставленную задачу нужно решить, пусть и в перспективе. Поэтому необходимо продолжать строительство быстровозводимых малоквартирных жилых домов на линейных станциях».
Именно такой дом открыли в присутствии участников сетевого совещания на станции Козьмодемьянск Северной дороги. Это первый на магистрали панельный двухквартирный жилой дом, выполненный по типовому проекту. Построен он был всего за полтора месяца.
«Первый панельный малоквартирный жилой дом решено было построить на одном из самых грузонапряжённых и трудных в обслуживании участков дороги, – пояснил «Гудку» начальник дирекции капитального строительства СЖД Владимир Чепец. – Причём под конкретные вакансии – дорожного мастера и электромеханика. Эти специалисты должны жить на линии и иметь возможность в любое время суток на месте оперативно решить любую проблему».
Выпускник МГУПСа 25-летний дорожный мастер Александр Челноков, которому предстоит жить в новом доме, на радостях подал заявление в ЗАГС и новоселье отпразднует вместе со свадьбой.
«Раньше добирался до работы полтора часа на автобусе и электричке, вставать приходилось в полпятого утра, а домой к родителям возвращался в восемь-девять вечера, – рассказал «Гудку» Александр. – Теперь жить буду рядом с работой, вместе с любимой и в цивилизованных условиях: автономное электро-, водо- и теплоснабжение, прихожая с верандой, туалет, ванна, гостиная, спальня, кухня, кладовая и в придачу шесть соток земли».
По словам заместителя начальника СЖД по кадрам и социальным вопросам Вячеслава Ульяновского, в этом году на магистрали планируется построить ещё шесть таких домов для 16 семей на станциях Балакирево, Беклемишево, Сильницы, Некоуз и Грязовец, а также спроектировать девять домов, шесть из которых возведут в районах Крайнего Севера.
«Строительство малоквартирных жилых домов позволит быстро решить кадровую проблему линейных подразделений дороги, привлечь и закрепить молодых специалистов на самых трудных по климатическим условиям и объёму работы участках, где отсутствует возможность приобретения технического жилья», – подчеркнул он.
Вместе с тем, по свидетельству представителей тех дорог, где программа малоквартирного домостроения реализуется уже второй год, оформление земельных участков под строительство занимает гораздо больше времени, чем само строительство. Это затрудняет реализацию проектов. Выход очевиден – строить максимально в полосе отвода, что резко упрощает взаимодействие с местной властью и повышает эффективность программы, которую на большинстве дорог уже оценили.
«В условиях кризиса многие застройщики сворачивают свои программы, однако на нашей магистрали эффективность строительства малоквартирного жилья растёт за счёт применения новых материало- и трудосберегающих технологий, – отметил начальник службы управления персоналом Северо-Кавказской дороги Сергей Винчугов. – Растёт и эффективность капитальных вложений, и экономия инвестиционных средств, что нивелирует последствия кризисных явлений».
По его словам, современные быстровозводимые панельные жилые дома не уступают деревянным и кирпичным, а во многом и превосходят их. Например, пластичность каркаса таких домов позволяет использовать их в сейсмически неустойчивых районах, по которым пролегает СКЖД. Высокая скорость монтажа, герметичность стыков, исключающая попадание пыли и влаги внутрь помещения, хорошее качество, продуманная планировка и удобство доставки типовых конструкций – всё это делает программу привлекательной и перспективной.
«Не случайно доля «малоквартирников» составляет уже более четверти в общем количестве специализированного жилищного фонда СКЖД», – подчеркнул Сергей Винчугов.
Однако наращивание специализированного жилищного фонда ОАО «РЖД», как было отмечено на семинаре, ещё не гарантирует его эффективного использования.
«Необходимо изменение системы управления «служебным» жильём компании, – констатировал Сергей Рымарь. – Построенные на дорогах жилые помещения нередко своевременно не заселяют. Иногда железные дороги заселяют в них лиц, не являющихся участниками перевозочного процесса».
По словам начальника отдела эксплуатации Управления объектов технологического и коммунального назначения ОАО «РЖД» Сергея Михайловского, для эффективного содержания и обслуживания жилищного фонда компании планируется создать специализированную организацию, предположительно дочернее зависимое общество. Эта структура должна будет обеспечить целевое распределение технологического жилья и его безубыточное использование.
«Готовящийся сейчас бизнес-проект создания и функционирования такой структуры будет представлен на совете директоров ОАО «РЖД» до конца нынешнего года», – уточнил «Гудку» Сергей Михайловский.
Нуждается в корректировке, как было отмечено на семинаре, и механизм реализации ипотечной жилищной программы компании.
ОАО «РЖД» продолжает предоставлять корпоративную поддержку железнодорожникам при приобретении ими квартир в собственность. Это позволяет молодым специалистам получать ипотечные кредиты по ставке 1% годовых и другим категориям работников – по ставке 3,5%, что является уникальным предложением. К тому же в нынешнем году объём финансовой поддержки увеличен по сравнению с 2008 годом и составил 572 млн руб. Однако реальная платёжеспособность работников компании в связи с финансовым кризисом резко сократилась, что привело к фактическому замедлению темпов выдачи ипотечных кредитов. Так, за шесть месяцев количество выданных субсидируемых кредитов уменьшилось на 30% к аналогичному периоду 2008 года.
С целью повышения доступности ипотечного жилья для работников ОАО «РЖД» участники совещания предложили рассмотреть возможность снижения размера выплат по кредиту с 3,5% до 2% за счёт увеличения доли ипотечной субсидии. Руководству ЗАО «Желдорипотека» предложено снижать стоимость жилья, когда его продажа затруднена, а руководству ОАО «ТрансКредитБанк» – уменьшить ставку кредитования работников компании.